Главная » Статьи » Мои статьи |
Обобщение опыта работы Марковой Татьяны Александровны
«Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения» направленная в будущее. С. П. Капица.
Здравствуйте, коллеги. Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, я осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология, интерактивное и дистанционное обучение. Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов. Основная задача обучения математике: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения смежных дисциплин. Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением. Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся - важнейший источник формирования личности подростка. Поэтому целями моей педагогической деятельности являются: 1.Совершенствование преподавания математики и автоматизации производства на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения. 2. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно- ориентированного подхода к обучению. 3. Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.
Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса:
Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель - ученик. Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ - компетентностью учителя. Мой педагогический опыт «Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения» актуален сегодня. Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий. Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию НИТ (новых информационных технологий) в обучение. Обобщая, накопленный опыт, я выделяю три варианта применения НИТ: 1) использование программ – тренажеров; 2) использование программ – тестов; 3) применение интерактивной доски. Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Измерение углов», 5 класс применяю электронный тренажер для измерения различных видов углов, а по теме «Бордюры и орнаменты» - рассматриваем программу, которая с применением интерактивной доски помогает составлять неповторимые и интересные орнаменты. Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности. Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Помогает в этом применение онлайн-тестов на уроках математике. Например, при прохождении темы «Правильные и неправильные дроби» применяю диск «Тематические тесты, 5-6 классы» издательства «Учитель». На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ОГЭ и ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным. В нашей школе, под моим руководством, в свободное от занятий время у выпускников есть возможность подготовиться к ЕГЭ благодаря использованию различных методических дисков. На странице нашего сайта Калинка-бугуруслан.РФ находиться ссылка на дистанционное обучение. Я, как модератор, выкладываю задания во внеурочное и каникулярное время, во время карантина учащимся для повторения и проверки знаний, где присутствуют ссылки на предложенные тесты. После их выполнения, учащиеся отправляют скриншоты для проверки учителем. Третье направление – применение интерактивной доски. 1) Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. Одно из важных интерактивных пособий по математике, которое я применяю, является «Наглядная школа». Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных наглядных пособий по всему спектру предметных дисциплин. Например, в 9 классе по теме: «Преобразование графиков функций» учащиеся смотрят на закономерности коэффициентов квадратичной функции, строят графики и после проверяют правильность. Эту тему можно проверять много раз с разными коэффициентами, а также добавлять свои слайды в эту программу и после видеть их. В 10-11 классах проблемная тема у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ решать геометрические задачи с сечениями и многогранниками. Этот диск помогает с использованием кнопки «Интерактив» запускать интерактивные модели. У учащихся появляется возможность видеть реалистические двухмерные и трехмерные объекты учебного материала, наблюдать их в динамике и даже управлять их свойствами. Такой предмет как математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников с различным уровнем подготовки. Применение информационных технологий помогают учащимся принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах: международные дистанционные конкурсы по математике проекта «Инфоурок», «Мириады открытий» и др. Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе. Спасибо за внимание! http://dfiles.ru/files/f35seus9s
| |
Просмотров: 1333 | | |
Всего комментариев: 0 | |