Главная » Статьи » Мои статьи |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени М.И.Калинина» муниципального образования «город Бугуруслан»
Доклад на тему: «Дистанционное обучение учащихся по математике»
Подготовила учитель математики высшей квалификационной категории Маркова Татьяна Александровна
Бугуруслан 2014г "Дистанционное образование - это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение ..." Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции. А это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как выполнить социальный заказ общества? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству. Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя. Практически все образовательные учреждения подключены к сети Интернет и оснащены средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что упрощает процедуру применения дистанционного обучения. Работа учителя математики сегодня невозможна без применения различных Интернет-технологий как условиях классно-урочной системы, так и при организации дистанционного консультирования, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся. А что же такое дистанционное обучение? Под дистанционным обучением понимается обучение, которое основано на использовании специальных компьютерных технологий и средств Internet, обеспечивающих оптимальное (в смысле педагогической эффективности) осуществление процесса обучения и управление этим процессом. XXI век – время равных возможностей. И пусть на такую инновацию, как дистанционное обучение, многие консерваторы смотрят свысока и недоверчиво, но именно оно – дистанционное обучение – и позволяет реализовать современные равные возможности. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и во многом даже заменил нас самих: машины делают сложнейшие вычисления, рисуют картины и поют колыбельные песни. Именно поэтому дистанционное обучение – обучение на расстоянии при помощи компьютера – гармонично вписывается в сложившуюся картину. Следует различать понятия "дистанционного образования", как новой формы организации процесса обучения, и "дистанционного обучения", как нового метода дидактики. В соответствии с данной трактовкой сущности дистанционного обучения, на него, как на целостную дидактическую систему, накладывается ряд требований, предусматривающих: оптимизацию структуры и содержания учебных курсов; разработку технологий обучения, оптимизирующих учебную деятельность и увеличивающих интенсивность процесса усвоения материала; создание системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей непрерывное и эффективное управление процессом обучения. Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия "учитель-учащийся", хотя все признаки обучения вообще имеются в наличии и в обучении дистанционном. То есть, имеют место учащийся, педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют. Одним из преимуществ дистанционного обучения (ДО) является реальная возможность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика. В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать: - при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин; - в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам); - в обучении во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников); Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Необходимость комплексного использования дистанционных и традиционных методов для обучения математике обусловлена активным внедрением в вузовский и школьный учебные процессы дистанционных образовательных технологий, широким применением компьютерных методов при изучении математических дисциплин, предоставляющих дополнительные возможности (вычислительные, графические, визуализационные, справочно-информационные) для совершенствования и интенсификации процесса обучения. При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа школьников к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. В настоящее время в крупных городах, в том числе и в Оренбурге и Орске созданы Государственные образовательные учреждения Центр дистанционного обучения, в котором получают основное и дополнительное образование в дистанционной форме учащиеся 1-11 классов. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Учащиеся Центра образования имеют возможность заниматься на курсах трех направлений: гуманитарного, естественно-математического, технологического. Среди курсов как направленные на поддержку или получение базового школьного образования, так и рассчитанные на участие в творческой, проектной, исследовательской деятельности. Система курсов Центра образования решает также задачи предпрофессиональной подготовки, подготовки в вузы и в средние специальные учебные заведения. Все курсы создают широкие возможности для сетевого общения участников проекта: в форумах и чатах, через электронную почту. Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре образования: 1) лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); 2) изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); 3) самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); 4) конференция в чате; конференция в форуме; 5) коллективная проектная работа; 6) индивидуальная проектная работа; 7) тренировочные упражнения; 8) тренинг с использованием специальных обучающих систем; 9) контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); 10) консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др. В этих Центрах применяется специальное оборудование как для учащихся, так и для учителя. В ИХ составе должно быть следующее периферийное оборудование (на приложении показываю на фотографии эти инструменты): - MacBook или iMac; - Клавиатура, которая подстраивается под каждого ребенка индивидуально; - Мышка, которая тоже имеет различные формы; - сканер; - принтер; - наушники; - микрофон; - колонки; - веб-камера; - графический планшет. Я предлагаю рассмотреть структуру урока с учащимися с ограниченными возможностями 5 класс по теме: «Делители и кратные». Учащиеся и их сетевые преподаватели общаются через Скайп. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-Классе» (Показать по ссылке http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=997 на курс i-класс Арифметика и Алгебра) Организация учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе позволили бы решить проблему компенсации пробелов в знаниях для следующих категорий учащихся: - обучающиеся на дому по состоянию здоровья; - отсутствующие на занятиях более 2-х недель подряд по болезни в течение учебного года; - отсутствующие на занятиях вследствие климатических условий или эпидемий; - отсутствующие на занятиях по личным причинам (напр., участники спортивных соревнований), - учащиеся, которые не поняли материал определённой темы в ходе традиционного очного обучения. В практике своей работы я использую информационные Интернет-ресурсы, которые содержат справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету, видеозаписи лекций, виртуальные экскурсии. Учащимся старших классов помогает в подготовке к ЕГЭ Интернет-ресурсы, содержащие задачники, которые включают как набор задач с ответами, так и с их решениями. Учащимся нравится работать с сериями задач, тестов, которые содержат подсказки или меню, позволяющее ученику обратиться к теоретическому материалу в случае допущенной ошибки. При самостоятельном изучении новой темы учащимся предлагаю воспользоваться ресурсами образовательного видео портала: http://interneturok.ru. При подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам ресурсами центрами дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru, интернет-карусель http://www.karusel.desc.ru, олимпиада «Сократ» http://www.math-on-line.com и др. Одной из основных задач общеобразовательной системы является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. С этой целью десять лет назад и был создан портал College.ru, сайт которого College.ru. Подготовка к ЕГЭ (URL: http://www.college.ru) является системой дистанционной подготовки конкретно к ЕГЭ. Сайт доступен учащимся всех регионов страны и направлен на личностно-ориентированное обучение, диагностику способностей и компетенций. Он позволяет оценить каждому как усвоение основных содержательных линий всех разделов школьного курса физики, так и сформированность различных видов деятельности. Учащиеся 11-х классов частые там гости. Несмотря на постоянно ускоряющийся темп развития образования, появление инноваций во всех сферах деятельности, беспрекословным остается одно: мир образования должен быть открыть для каждого – не зависимо от физического состояния и способностей. Ведь образование – это пропуск во взрослую жизнь, на которую шанс имеет каждый.
| |
Просмотров: 4946 | | |
Всего комментариев: 0 | |