Главная » Статьи » Мои статьи

Обобщение опыта работы по теме "Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащ

Обобщение опыта работы Марковой Татьяны Александровны

 

«Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
                                                                                                                                                Образование – это индустрия,

                                 направленная в будущее.

                                                                                                                С. П. Капица.                             

 

     Здравствуйте, коллеги.

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, я осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология, интерактивное и дистанционное обучение.

Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.

Основная задача обучения математике: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения смежных дисциплин.

Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением  самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся - важнейший источник формирования личности подростка.

   Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:

1.Совершенствование преподавания математики и автоматизации производства на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.

2. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.

3.   Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

 

       Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса:

 

Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель - ученик.

Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ - компетентностью учителя.

Мой педагогический опыт «Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения» актуален сегодня. Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий.

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера.

            В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию НИТ (новых информационных технологий) в обучение. Обобщая, накопленный опыт, я выделяю три варианта применения НИТ:

1) использование программ – тренажеров;

2) использование программ – тестов;

3) применение интерактивной доски.

          Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Измерение углов», 5 класс применяю электронный тренажер для измерения различных видов углов, а по теме «Бордюры и орнаменты» - рассматриваем программу, которая с применением интерактивной доски помогает составлять неповторимые и интересные орнаменты.  Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Помогает в этом применение онлайн-тестов на уроках математике.  Например, при прохождении темы «Правильные и неправильные дроби»  применяю диск «Тематические тесты, 5-6 классы» издательства «Учитель». На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ОГЭ и ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным. В нашей школе, под моим руководством, в свободное от занятий время у выпускников есть возможность подготовиться к ЕГЭ благодаря использованию различных методических дисков. На странице нашего сайта Калинка-бугуруслан.РФ находиться ссылка на дистанционное обучение. Я, как модератор, выкладываю задания во внеурочное и каникулярное время, во время карантина учащимся для повторения и проверки знаний, где присутствуют ссылки на предложенные тесты. После их выполнения, учащиеся отправляют скриншоты для проверки учителем.

Третье направление – применение интерактивной доски.

1) Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.
2) В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.
 
3) При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.
4) Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.


 

Одно из важных интерактивных пособий по математике, которое я применяю,  является «Наглядная школа». Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных нагляд­ных пособий по всему спектру предметных дисциплин.

Например, в 9 классе по теме: «Преобразование графиков функций»  учащиеся смотрят на закономерности коэффициентов квадратичной функции, строят графики и после проверяют правильность. Эту тему можно проверять много раз с разными коэффициентами, а также добавлять свои слайды в эту программу и после видеть их.

В 10-11 классах проблемная тема у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ решать геометрические задачи с сечениями и многогранниками. Этот диск помогает с использованием кнопки «Интерактив» запускать интерактивные модели. У учащихся появляется возможность видеть реалистические двухмерные и трехмерные объекты учебного материала, наблюдать их в динамике и даже управлять их свойствами.

Такой предмет как математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников с различным уровнем подготовки.

Применение информационных технологий помогают учащимся принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах: международные дистанционные конкурсы по математике проекта «Инфоурок», «Мириады открытий» и др.

Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство  школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.

Спасибо за внимание!

http://dfiles.ru/files/f35seus9s

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Синти (22.05.2016) | Автор: Маркова Татьяна Александровна E
Просмотров: 610 | Теги: применение информационных технологи, Обобщение опыта работы, математика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar