Главная » Статьи » Мои статьи

Игра "Крестики - нолики"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени М.И.Калинина»

муниципального образования «город Бугуруслан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие

по математике в рамках декады

математики-2015 по теме

«Крестики - нолики», 9 класс

 

 

 

 

 

 

                                Подготовила и провела учитель математики высшей категории:

                                               Маркова Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бугуруслан, 2016г

 

 

 

 

Учащиеся: 9-е классы

 

Цели: расширить представления обучающихся о математике; заинтересовать историей развития математики, историей жизни учёных – математиков; привить интерес к изучению математики; формирование навыков коллективной деятельности и самостоятельности.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование

 

Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику –мыслящий»

 

                                    Правила  игры

 

  1. В игре участвуют две команды « Крестики» и

« Нолики» (по 6 человек в каждой).

 

  1. На доске заранее заготовлена таблица

 

Я + ТЫ = МЫ

 

История

Чёрный ящик

Музыка

 

Математические

обгонялки

Каждый отвечает

за себя

Знакомые всё

лица

Шарады

Калейдоскоп

 

  1. Выбирается команда, которая должна начать игру: по очереди называются пословицы и поговорки, связанные с числами.

« Семеро одного не ждут», « Один в поле не воин», « Один с сошкой, семеро с ложкой», « Семь раз отмерь, один отрежь», « Старый друг лучше новых двух», « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», « Одним махом семерых убивахом», « Семь бед – один ответ», « Лук от семи недуг», « Сам дерусь, семерых не боюсь», « Семь пядей во лбу», «Cемь вёрст до небес и все лесом»…

  1. Игра начинается с выбора командой предмета из таблицы.
  2. Если команда не ответила правильно на вопрос, то очко присуждается соперникам, и теперь они выбирают предмет из таблицы.
  3. Игра заканчивается, когда три квадрата подряд закрыты одинаковыми таблицами, или становится очевидным, что « ничья».
  4.  Игра проводится во внеурочное время, т.к. нельзя спрогнозировать длительность игры.

Я        +     ТЫ       =      МЫ

Кто    быстрее выстроится:  а)   по  росту;

                                               б)  по количеству букв в имени;

                                               в)  по длине волос.

 

                                     ИСТОРИЯ

 

I  команда  показать:      прямую  сажень;   дюйм

II команда показать:       косую сажень;  локоть

 

Расположите в порядке возрастания меры

 

I команда – веса                                 II команда – длины

 

Ласт = 72 пуда ( 1,18 т)                           миля  ( 7,47 км)

Берковец = 10 пудов ( 1,64 т)                  верста ( 1,07 км)

Пуд  ( 16 кг)                                              сажень  ( 71,12 см)

Фунт  ( 400 г)                                            дюйм ( 2, 5 см )

Золотник ( 4,3 г)                                       линия  ( 2, 54 мм)

 

                           ЧЁРНЫЙ   ЯЩИК

 

Внимание! Чёрный ящик! То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы, В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.

Вопрос:   Что лежит в чёрном ящике?

                                                                             ( Циркуль)

                                          МУЗЫКА

Пропойте строчки песен, куда входят названия чисел,  математических знаков, символов, терминов: «  К четырём прибавить два»,  « Раз дощечка – два дощечка будет лесенка», « Мне подарит 500 эскимо»,  «... он ел одну лишь травку»…..

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ  ОБГОНЯЛКИ

Вопросы первой команде:

1.  Наука о числах, их свойствах и действиях над ними   (арифметика)

2.  Кто ввел прямоугольную систему координат?             (Декарт)

3.  Сколько дней в летних каникулах?                                (92)

4.  Как называют треугольник со сторонами 3, 4, 5?         (египетский)

5.  Кому принадлежит восклицание « А всё – таки она вертится»  (Галилей)

6.  Другое название независимой переменной                      (аргумент)

7.  Направленный отрезок                                                      (вектор)

8.Сколько лет спал Илья Муромец?                                      (33 года)

9.  Геометрическая фигура в любовных делах                     (треугольник)

10. Бывает у растения и у уравнения                                     (корень)

11. Какой вал изображён на картине Айвазовского?            (9)

12. Отношение противолежащего катета к гипотенузе          (синус)

 

Вопросы второй команде:

1. Автор  вашего учебника  « Алгебра»?                               (Макарычев)                     

2. Когда начался 21  век?                                                        (1.01.2001)

3. Сколько раз в году встаёт солнце?                                     (365)

4.  Название 13 книг Евклида по геометрии                           («Начала»)

5.  Утверждение, не требующее доказательства                     (аксиома)

6.  Что тяжелее стакан сахарного песка или такой же стакан колотого сахара?                                               (одинаково)

7.  Сколько козлят было у многодетной мамаши?                 (7)

8. Сколько музыкантов в квартете?                                         (4)

9. Сотая часть числа?                                                               (процент)

10. Дайте перевод слова  «гипотенуза»                                   (натянутая тетива)

11. Отношение противолежащего катета к прилежащему катету   (тангенс)

12. Сколько попугаев составляли рост удава из одноименного мультфильма?   (38)

                                                                                                            

              КАЖДЫЙ ОТВЕЧАЕТ ЗА СЕБЯ

 

Каждому игроку в команде прилагается ответить на вопрос.

Вопросы игрокам   I  команды

  1. Сколько горошин может войти в пустой стакан? 

                                                                            (нисколько; горошины не ходят)

2. На какой вопрос невозможно ответить «да»?               (ты спишь?)

3. Где на земле самые длинные сутки?                               (везде одинаковые)

4. Какое колесо не вращается при спуске с горы?             (запасное)

5. Один человек купил 3 коз и заплатил 3 рубля. Почему пошла каждая коза?                                                                              (по земле)

6. Лупа даёт четырёхкратное увеличение. Каким будет угол в 25 при рассматривании через эту лупу?                                          (таким же)

Вопросы  II  команде

    1.   Что можно увидеть с закрытыми глазами?                     (сон)

    2.   Из какой посуды не едят?                                                 (из пустой)

    3. Какое время показывают часы, когда бьют 13 раз?    (пора нести в ремонт)

    4. Горели 3 лампочки. Одну из них погасили. Сколько осталось?  (3)

    5. Назовите 5 дней недели не пользуясь ни названиями дней недели и числом  месяца?                                    (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

   6.  Три в квадрате – 9; четыре в квадрате – 16; чему равен угол в квадрате?        (90)  

                                                                                                         

КАЛЕЙДОСКОП

 

 Ну, а теперь, команды, стоп! Математический калейдоскоп!

Кто в терминах не знает затрудненья, напишет всё сейчас без промедленья!

Команды пишут математические термины на выбранную букву  (П; С; Д)

ШАРАДЫ

   I  команда

1. Число и нота рядом с ним,                             

Да букву припиши согласную.                           

А в целом – мастер есть один

Он мебель делает прекрасную.                                       

                                                        (сто- ля- р)                                                            

2. Одна из известных собачьих пород

Начало у слова составит.                     

Без слога второго глагол у лентяя        

Совсем с языка не слетает.                    

Достаточно есть единиц площадей;     

Слог третий – одна из них.                    

На « ные» кончается наше слово.  

Закончу и я свой стих       

                                                   (колли-не-ар-ные)

2 команда

 

1. Предлог и малое число

За ним мы букву скажем,

А в целом – ты найдешь его

Почти под домом каждым                                (по – два – л)

 

2. Из чисел вы мой первый слог возьмите

Второй из слова «голубцы»,

А третьим лошадей вы погоните,

четвертым будет блеянье овцы.

 

Мой пятый слог такой же как и первый

Последней буквой в алфавите является шестой

А если отгадаешь ты всё верно,

То в математике раздел получишь ты такой.

                                                           (три-го-но-ме-три-я)

 

ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА

 

Перед вами портреты великих математиков. Необходимо по нашим подсказкам определить, чей это портрет?

1. Этот учёный принадлежит  к первым представителям Александрийской школы, жил за 300 лет до н. э. Именно ему принадлежат слова, сказанные Птолемею на вопрос, нет ли в геометрию более краткого пути, чем изучение его трудов: « В геометрии нет особых путей даже для царей!» Он написал несколько трудов. Которые стали основой для образования и используются до сих пор. Его 13 книг, названных « Начала» послужили энциклопедией геометрии. Изучаемую в школе геометрию называют его именем. Что это за учёный?

                                                                      (Евклид)

2. Он был одним из величайших математиков древности. Родился на острове Самос приблизительно в 580 г. до н. э. В молодые годы много путешествовал, побывал в Египте, проник в Малую Азию караванным путём в Вавилон. Всюду он по крупицам собирал древнейшие знания народов по математике, астрономии, технике. Именно он доказал теорему, известную под именем «теорема бабочки» или «невесты». Эту же теорему в средние века называли « мостом ослов». Сегодня существует более 150 доказательств этой теоремы. Многие поэты посвятили ему свои произведения. Вот одно из них немецкого поэта Адельберта  Шамиссо

       Во мгле веков под нашим взором блеснула истина.

       Она до наших дней ещё верна.

       Найдя разгадку, мудрый старец был благодарен небесам.

       Он сто быков велел зажарить и в жертву принести богам.

       С тех пор быки тревожно дышат, они, кляня дары богов,

       О новой истине услышав, ужасный поднимают рёв.

       Их старца имя потрясает, их истины лучи слепят.

       И, новой жертвы ожидая, быки, зажмурившись, дрожат.

Какому математику посвящен этот сонет?

                                                                              (Пифагор)

3. Он был величайшим математиком и физиком древности. Родился в Сиракузах (287 – 211 гг. до н. э.). Так увлекался наукой, что приходилось его силой отрывать от рабочего места к столу или насильно уводить в баню, где он продолжал размышлять над геометрическими фигурами, которые чертил пальцем на мыльном теле. За свою жизнь этот учёный сделал так много, что рассказывать об этом можно несколько часов. Больше всего этот учёный славился среди греков  своими изобретениями, некоторые из которых живы и

по сей день. Например, каждая хозяйка, сама того не зная, часто использует его винты – главную часть мясорубки. Винт, который вертится внутри трубки и толкает мясо к ножам, он изобрёл две с лишним тысячи лет назад. По этому же принципу работают насосы, качающие воду на поля. Он изобрёл много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н. э., когда его родной город осадили войска могущественного Рима. Ему посвящены следующие строки:

              Он был задумчив и спокоен, загадкой круга увлечён,

              Над ним невежественный воин взмахнул разбойничьим мечом.

              ………………………………………………………………………

              Прошли столетий вереница, научный подвиг не забыт.

              Никто не знает, кто убийца, но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: « Отойди, не трогай моих чертежей!»?

                                                                       (Архимед)

4. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные тайнописью, содержащей около 500 знаков. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступление. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. В своём городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал советником при дворе Карла IX и Генриха IV. Но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько ночей не спать, решая очередную математическую задачу. Его называют « отцом буквенной современной алгебры»

Кто из математиков был на волоске от пламени на  костре?

                                                                   (Виет)

 

Подведение итогов. Награждение.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Синти (21.05.2016) | Автор: Маркова Татьяна Александровна E
Просмотров: 178 | Комментарии: 1 | Теги: игра Крестики - нолики, математика, внеклассные мероприятия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 babkin06 • 17:06, 09.06.2016
Замечательная разработка!
avatar